25 способов сделать так, чтобы ребенок вас услышал

  • Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).
  • Обращаться по имени.
  •  Говорить коротко и внятно. Самое главное: говорите вначале одним предложением. Чем больше вы говорите, тем меньше ребенок будет вас слушать сейчас и в дальнейшем.
  •  Говорить просто. Короткими словами, предложениями. Говорите так же, как он.
  •  Попросите маленького человека повторить вашу просьбу или задание.
  •  Делать предложения, от которых он не сможет отказаться («Оденься, чтобы пойти и играть на улицу»).
  •  Быть позитивным (вместо «Бегать нельзя», лучше – «Дома мы ходим, а бегать можно на улице»).
  •  Начинайте задание со слов «Я хочу». Дети любят делать приятное родителям, но не любят приказов. Это как раз способ совместить.
  •  «Когда ты… тогда» лучше, чем «Если ты…, то». Так вы не даете ребенку выбора не послушаться, если предлагает во второй части что-то, что ему приятно. «Когда ты почистишь зубки, мы начнем читать книжку».
  •  Скажите о том, что вы хотите лично, отвлеките малыша. Вместо того, чтобы кричать с кухни «Быстро обедать», когда ребенок смотрит мультики, подойдите к нему, посидите с ним пару минут и во время рекламы заберите его кушать.
  •  Давайте «нужный» выбор: «Ты сначала хочешь надеть пижамку или почистить зубы?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?».
  •  Задавайте вопросы по возрасту. Не все дети (да и не все взрослые) могут ответить на вопрос: «Зачем ты это сделал?», лучше так: «Давай поговорим, о том, что ты сделал».
  •  «Пожалуйста» и «спасибо» – слова для всех: если учите малыша говорить их вам, используйте их сами при диалоге с ним.
  •  Говорить психологически корректно: вместо: «Ты должен» ¬ «Мне хочется, чтобы ты». Если вопрос подразумевает негативный ответ (как вариант), лучше просто попросить: «Забери свое пальто, пожалуйста» вместо:  «Ты можешь забрать свое пальто?».
  •  Оставляйте забавные напоминалки, записочки. Это тоже способ общения с ребенком.
  •  Чем громче кричит малыш, тем спокойнее говорите вы. Чаще говорите: «Я понимаю тебя» или «Как я могу помочь?».
  •  Сначала успокоить, потом говорить.
  •  Повторяйте то, что сказали время от времени. Иногда детям трудно запоминать. Но чем старше ребенок, тем меньше раз это нужно делать.
  •  Дайте ребенку  закончить мысль.
  •  Давайте задания в рифму.
  •  Отказывая, давайте альтернативу: «Ты пока не можешь один пойти в парк, но ты можешь поиграть с друзьями в соседнем дворе».
  •  Давайте советы: «Мы скоро уходим, скажи «пока-пока» куколкам, Мише».
  •  Избегайте вопросов «Да/нет» при разговоре с закрытыми детьми, лучше делайте вопросы «узко-специфическими». Вместо:  «Ты хорошо провел день в школе?», лучше «Что тебе понравилось больше всего?».
  •  Говорите о том, как вы себя чувствуете, дети не любят делать плохое родителям: «Когда ты убегаешь в магазине, мне становится очень страшно, что я тебя потеряю».
  •  Когда вы не смогли переубедить малыша, не переходите на «бизнес-тон»: лучше спокойно, но уверенно сказать «Я не изменю своего мнения на этот счет. Извини», чем резко рявкнуть:  «Разговор окончен».