Подготовка детей к школе

Информация для родителей будущих первоклассников

   «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» –

Венгер Л.А. 

      Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под психологической готовностью к школе понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

 Что входит в понятие готовности к школе?

Мотивационная готовность сформирована, если:

— ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний;

— ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение (наличие социальной позиции школьника).

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

— легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;

— умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;

— соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;

— умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Психологическая готовность определяется следующими аспектами:

— наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;

— умением управлять собственным поведением;

— готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе.

Интеллектуальная готовность к школе определяется по уровню развития мышления, памяти, внимания. Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать.  До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Школьнику намного легче будет учиться, если у него хорошо развита память. Внимание можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

  Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 7 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях. Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить. Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага:компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером.

Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день. Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу — нет».

Подготовка ребенка к школе и игра. 

Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, т.к. их не научили играть.

Что для нас, взрослых, игра? Пустое занятие, времяпрепровожде­ние без цели и толку. Что игра для детей? Это их жизнь, не выдуман­ная, реальная. Между нами и детьми огромное жизненное простран­ство, состоящее из разницы в возрасте и разницы наших интересов.

Чего хотим мы, взрослые? Конечно, подготовить ребенка к шко­ле, да так, чтобы был не глупее других. Нам приходится нанимать ре­петиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и про­чее, прочее…

Интерес ребенка — жизнь, бытие, игра, познание. А на них-то как раз и не хватает времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удов­летворяющих потребность родителей (а не детей) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им — ни одной «школы игры».

Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка оборачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители непременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение на­сыщением операциональной подготовки ребенка к школе блокирует развитие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полноценной готовности к освоению нового и довольно сложного вида деятельности — учебной, предпосылки которой формируются именно в игре. Именно в игре преимущественно осуществляется и ин­теллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка.

Так, развитие мышления и воображения ребенка в игре происхо­дит оттого, что в ней существуют условные действия, которые, услож­няясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Принимая на себя различные роли, он учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с дей­ствиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ребенка. Из­вестный отечественный  исследователь детской игры Даниил Борисо­вич Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним — как он игра­ет. Если умеет — к школьному обучению готов, не умеет — не готов.

Однако единственное, что может сблизить и стереть границы меж­ду взрослым и ребенком — это игра. Но именно ею мы и пренебрегаем и как средством общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга. Часто ли мы искренне раду­емся игровым достижениям ребенка? Много ли мы интересуемся жиз­нью ребенка во дворе, в детском саду? Самые распространенные вопро­сы родителей к ребенку, когда его забирают из детского сада, касаются, в первую очередь, питания и поведения: «Ты хорошо себя вел сегодня? Чем вас кормили на обед?» И ни одного вопроса о деятельности ребен­ка, о его достижениях: «Чему новому ты сегодня научился? Во что вы играли? Чем занимались на занятиях, на прогулке?»

Игры по правилам

Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх. В данном случае решающее значение имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного детства и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, неприну­дительными. В свою очередь, «овладеть правилом, значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче» (по А.Н. Леонтьеву). При переходе к школьно­му обучению эта способность делает возможным подчинение актив­ности ребенка учебной задаче, учебным целям. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начина­ет обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Таким образом, игры по правилам естественно и закономерно вводят ребенка в деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть ее способом. Подготовка к предстоящей игре служит наилучшей мо­тивацией для деятельности учебного типа у старших дошкольников. В  результате учение принимается детьми как ненавязанная деятельность, отвечающая их собственным интересам и потребностям, т.е. как личностно значимая.                                      

Аналогичный общению с взрослыми аспект и уровень произвольности должен быть сформирован и в общении ребенка со сверстника­ми, тогда задача, определяющая контекст общения и ее требования легко принимается и удерживается, а между партнерами возникают отношения подлинного сотрудничества в ситуации решения общей задачи. Только в этом случае мы можем говорить о целостной комму­никативной готовности ребенка к обучению в школе,

Как отмечалось выше, психологическая подготовка к школе но­сит целостный, системный характер и охватывает различные сферы  жизни ребенка. Развитие общения — только часть этого единства, пусть очень важная, но тем не менее это еще не вся система. Психоло­гическая готовность к школе связана с глубокими изменениями в пси­хике ребенка, затрагивающими всю его личность.

 Подготовила педагог-психолог  Королева  О.Т.