Родителям неговорящих детей

Не бойтесь быть смешными перед Вашим ребенком! Вы можете корчить рожицы, ползать на четвереньках, кричать, баловаться с ним вместе. Этим Вы покажете ребенку, что Вы с ним равны, что Вы его друг, и он может доверять Вам. В игре и шутках Вы добьетесь от ребенка значительно больших успехов, чем постоянными нотациями или телесными наказаниями.

  1. Во время занятий должна быть доброжелательная атмосфера. Если у ребенка долго что-то не получается и Вы чувствуете, что выходите из себя, то ни в коем случае не кричите на него, а лучше прервите данное задание и перейдите к какой-нибудь другой деятельности. К прерванному заданию можно попробовать вернуться на следующий день. Если же ребенок категорически не хочет выполнять данное задание, то откажитесь от него совсем, заменив его другим.
  2. Самое главное при выполнении заданий – это добиться произнесения звука (слова) в момент движения. На начальном этапе это могут быть только гласные звуки, затем постепенно добавятся согласные. Например, бросаем предмет и во время броска произносим: «Бааах!».  Ребенок  сначала выполняет молча, а потом появляется: «А-а-а!», а затем: «Ах!» или «Баа!», и только позже: «Бах!». Не забывайте хвалить ребенка даже за малейшие достижения.
  3. Разговаривайте с ребенком четко, выразительно, эмоционально. Обращайте его внимание на положение Ваших губ при разговоре. Идя по улице, комментируйте все, что Вы видите, и, по возможности, изображайте жестами. «Птичка полетела! Где птичка? Вот! (Показываете указательным пальцем.) Птичка крылышками мах-мах-мах! (Размахиваете руками, как крыльями.)». Если ребенок не повторяет за Вами движения, то Вы берете его за руки и делаете за него его руками. Постепенно Ваша помощь будет ослабевать, а потом он научится делать данное движение самостоятельно. Мальчик идет: «Топ-топ-топ! Где мальчик? Вот!». Тетя идет: «Цок-цок-цок! (Если на каблуках.) Где тетя? Вот! (Показываете указательным пальцем.)».
  4. Не обращайте внимания на то, что подумают или скажут окружающие о Вас и Вашем ребенке. Это Ваш ребенок и в Ваших силах сделать все для того, чтобы Ваш ребенок научился связно выражать свои мысли и общаться с другими людьми, что является важнейшим фактором для его дальнейшего развития и обучения в школе.

Рекомендации по организации занятий с ребёнком дома

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  3. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей.
  4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления.
  5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.
  6. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.