«Нетрадиционные методы оздоровления детей»

Консультация для родителей

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных, учреждениях.

За последнее время число здоровых детей уменьшилось.

Также известно, что детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным: влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы укреплению здоровья и улучшения физического развития детей.

Для создания таких условий необходимо внедрять «Нетрадиционные методы оздоровления детей».

Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке детей физическими упражнениями и в выборе способов оздоровительной работы, фитопроцедур с учётом переносимости предложенной деятельности. Поэтому на начальном этапе можно разделить детей по группам.

С первой группой проводить профилактическую работу с целью: повышения способности адаптации организма детей к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, с созданием условий для последующей работы.

Здесь можно рекомендовать родителям проводить в домашних условиях следующие мероприятия:

Можно рекомендовать – промывание носа водой с целью: Восстановить носовое дыхание, удалить со слизистой оболочки флору, которая смогла бы способствовать размножению вирусной инфекции (которая может опустится в верхние дыхательные пути, с помощью носового платка или промывание носа мылом.

Необходимо подставить под проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (то же другой ноздрёй) .

Вторая группа – интенсивная.

С этой группой нужно проводить оздоровительный бег с целью, дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировки дыхания, укрепление мышц. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к боле интенсивным нагрузкам. Однако его нужно дозировать.

С этой же группой можно проводить дыхательную гимнастику.

Цель дыхательной гимнастики: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Проводится как со всеми детьми, так и индивидуально.

Комплекс дыхательных упражнений включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания.

Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамичных нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.

Вот некоторые дыхательные упражнения, которые предлагаем детям на занятиях по физическому воспитанию.

Упражнение «Часики».

Педагог имитирует ход маятника часов, говоря «тик-так». Дети поднимают руки вверх, в стороны — вдох и опускают их — выдох. Повторить 10-12 раз.

Упражнение «Трубач».

И. П. — стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук «Ту-у-у» или «П-ф-ф». Повторить 4-6 раз.

Упражнение «Петух».

ИП. — стоя, одна рука. — на животе, другая — на груди. Втянуть живот и набрать воздух — вдох. Выдыхая, выпячивать живот — выдох, произнося «Ку-ка-ре-ку-у-у» (3-4 раза) .

Упражнение «Паровозик».

Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами «Чух-чух».

Упражнение «Насос».

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с 1 произнесением звука «с-с-с» — насос, при выпрямлении — вдох! (6-8 раз) .

Упражнение «Мяч».

Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх, и бросить мяч вперед на вдохе со звуком «у-у-ух». Повторить 5-6 раз.

В разминку после сна, лежа на кроватях, необходимо включать дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний.

Большое внимание нужно уделять обучению детей самомассажу. С целью привлечь детей к самопрафилактике, экспресс диагностике (это важно в ранние периоды заболевания, научить серьезно и бережено относится к здоровью, повысить защитные свойства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов. Можно проделывать самомассаж ушной раковины, пальцев, рук, ног, верхнего плечевого пояса. Стоя в колонне по одному, в шеренге или по кругу, дети вместе с педагогом выполняют легкие пульсирующие движения пальцами обоих рук в определенных точках, указанных педагогом. Например:

Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)

1. Имитируя движения тестомеса, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.

2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание груди со словами: «Я милая чудесная прекрасная».

2. «Заводим машину» – вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой стрелке со звуком «Ж-Ж-Ж»

3. «Машина завилась» – нажимаем пальчиком на область сердца со звуком «Пи-и-и»

Массаж шеи (сидя «по-турецки»)

1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку.

«Лебедь, жираф»

1. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

2. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

3. «Лебединая шея» – представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ей, как в зеркале и т. д.

Самые распространенные болезни у детей дошкольного возраста ОРВИ. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. С целью предупреждения болезней, которые затрагивают дыхательные пути, нужно проводить с детьми массаж носа.. Массаж носа необходим и для стимуляции деятельности головного мозга. На начальном этапе дети выполняют упражнения в сопровождении педагога. После того, как они освоили методику проведения массажа, могут выполнять самостоятельно, используя карточку-схему, сидя перед зеркалом.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является сформированность ручных умений. Пальчиковые игры и упражнения для пальцев в определенной степени способны помочь организму справиться с различными недугами. Для детей дошкольного возраста в качестве профилактики и лечения остро-респираторных заболеваний, ларингитов, тонзиллитов, ринитов, и развития ручных умений используются различные «мудры».

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В Восточной медицине существует убеждение, что с помощью массажа рук можно избавиться от головной боли, вылечится от гриппа, насморка, ангины; облегчить боль при воспалении уха и носовых пазух, а так же повысить функциональное состояние головного мозга и улучшить психофизиологическое развитие ребенка. Массаж пальцев кистей рук отличается простотой и доступностью. Проводится массаж, начиная с большого пальца и до мизинца. Растирается сначала подушечка пальца, затем медленно опускаемся к его основанию. Чтобы дети с желанием, выполняли эти упражнения, их обычно сопровождают веселыми рифмовками. Массаж ладонных поверхностей проводят, с помощью каменных, пластмассовых и стеклянных разноцветных, шариков. Детям предлагаем шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направлять в специальные желобки, лунки. Так же проводим массаж рук с помощью грецких орехов. Предлагаем выполнить следующие упражнения: катать орех между ладонями; прокатывать один орех между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук. Для развития пальцев рук я еще использую «Пальчиковый игровой тренинг», который включает игровые упражнения, например: упражнение «Ножницы» – указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами, упражнение «Дом» – соединить наклонно кончики правой и левой руки и т. д.

Также, следует отметить то, что в работу по оздоровлению детей, необходимо включить гимнастику для глаз. В течение первых 12 лет жизни детей идёт интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышение нагрузки (персональный компьютер, телевизор и т. д.) неблагоприятная экология и многих других. Здесь можно использовать следующие упражнения:

1. «Маргунчики»

Мы играли, мы читали,

Наши глазки так устали,

Мы немножко поморгаем,

На минуточку замрём

И опять играть начнём.

(У детей глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены) .

2. «Золотые лучики»

Выглянуло солнышко,

Пташечки запели,

Золотые лучики

Всех ребят согрели.

(Дети широко раскрыли глаза) .

Тут со всех сторон тучки набежали,

И лица ребятишек мокрыми вдруг стали.

(Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика).

Если мы заметили, что ребёнок трёт ладонями: глаза и жалуется на усталость в этом случае можно провести несложную гимнастику для глаз. Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть. Повторить 8-40 раз. Сидя, быстро моргать глазами (1-2 минуты) .

Такая методика по оздоровлению детей отличается от традиционной тем, что решает проблемы физического воспитания, снижения заболеваемости, воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, используя наряду с традиционными методами физического воспитания нетрадиционные методы оздоровления детей.