Игры для  развития  речи  по дороге  в  детский  сад

 Что из чего состоит?   Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

 Кто кем был раньше?   Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.

 Что общего?   Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.

 Что произойдет, если…   Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.

 Один – много.   Стоит стул, а стоят…стулья; летит воробей, а летят… воробьи; идет человек, а идут… люди и др.

 Назови ласково.   Кот – котик, дом – домик, лиса – лисичка, лисонька, дерево – деревце.

 Я знаю пять имен.   Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена, но и названия животных, цветов, предметов посуды, мебели и т.д.

 Обобщаем.   Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда.  Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).

 Антонимы.   Попросите ребенка сказать наоборот:  высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый, быстро – медленно, поднять – опустить и т.д.

 Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом.  Например:  стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.

 Консервируем.   Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова со звуком М (машина, моль, морковь, магазин, мороженое;  затем слова со звуком Мь  (мишка, мешок, мир)

 Что лишнее?   Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.

 Я вижу что-то…   Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться: кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.

 Загадываем слово.   Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать, что это. Пример: Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняетесь местами.

   «Формируем грамотную речь !!!»

Уважаемые мамы и папы, обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка.

Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи!!!

Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Изображение

Пальчиковые и жестовые игры

Зачем развивать мелкую моторику, и каким образом она связана с развитием речи? Дело в том, что формирование речи зависит от слаженной работы обоих полушарий головного мозга. Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речевых навыков.

Если нет анатомических дефектов в строении речевого аппарата, малыш к 2-2,5 годам должен уметь соединять два или три слова для выражения своей мысли или желания.

Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику

В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать «на зуб», даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений. Предоставьте ему широкое поле деятельности для исследования и изучения нашего мира, будьте проводником в этом мире.

Список развивающих игр:

-раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);

-вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;

-вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;

-работа с рамками-вкладышами;

-катание машинки с грузом по дороге;

-разбирать предметы на части и складывать их;

-рвать вату, бумагу на кусочки;

-игры с прищепками;

-сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);

-сортировать предметы по цвету, форме, величине;

-переливание воды из разных емкостей;

-просеивание муки/крупы через сито;

-собирание пирамидки из колец;

-собирание матрешки;

-захват предметов пинцетом.

Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком).

По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т. д. С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину.